English Русский be number one Fair.ru Ярмарка путешествий Города и Регионы Rambler's Top100
Главная         
Район
Туризм
  Официоз     
  Новости     
  Коротко о...
  Транспорт
  Размещение
  Питание
  Маршруты
  Карты
  Очерки
О Байкале
БАМ
Фотоальбом
Предприятия
Музыка
Книга гостей
Объявления
Форум
Ссылки
О сайте

Пишите!
ICQ 5070942

Рейтинг@Mail.ru


Прогулки по Байкалу

Август 2002 г.

У вагона поезда
Автор и его попутчики у вагона поезда No 955 Новая Чара - Северобайкальск.

   Наше небольшое путешествие по Байкалу является продолжением похода на Кодарский хребет, отчет о котором можно прочитать по следующему адресу. До Байкала добралось меньше народу, чем было изначально (трое ребят из Хабаровска уехали к себе на восток, и один человек из Иркутска в связи с недостатком времени тоже укатил домой). Осталась группа из пяти человек, четверо из которых - Иннокентий Уханов, Сергей Сорокин, Алексей Семенов и Леонова Наталья из Санкт-Петербурга, а Токарева Ольга из Иркутска. Так как питерцы все были в этом районе первый раз, то пропустить возможность посмотреть Славное море, священный Байкал было невозможно. Токарева Ольга, хоть и "местный житель", но на Северном Байкале тоже не была.

17 августа 2002 г.

   Приехали в Северобайкальск в 8.30. поездом от Новой Чары (там закончилось наше кодарское путешествие). Через 5 мин. подошел Кисловодский поезд, и из одного вагона вылез наш сонный товарищ, который спешил в Иркутск. Поздоровались, поболтали, поезд ушел. А мы перешли на вокзал, оставили на вещах Наташу, и отправились искать турбазу "Таежик", которую нам рекомендовал Андрей Рождественский (руководитель московской тургруппы, которую мы встретили на Кодаре), а также спорткомплекс "Парус", где, как нам сказали попутчики в поезде, должна быть неплохая баня. "Парус" нашли довольно быстро, но на двери висела клочок бумаги с такой вот, весьма выгоревшей надписью: "Парус на ремонте. Парикмахер заболел". Ну, ясно - здесь попариться не удастся. Пошли искать "Таежик", адрес нам был известен: Школьный переулок, 11. Но вот где такой, не знал никто. Северобайкальцы посылали нас... в разные стороны. Пришлось действовать другим путем. Затормозили первую попавшуюся машину, за рулем оказался питерец Дима, который в настоящее время живет в Северобайкальске. Он знал где "Таежик", знал его директора, а также показал нам, где приличная баня.

   Итак, объясняю, как попасть в "Таежик". Нужно идти от вокзала вверх по Ленинградскому проспекту до площади, где торговый центр. Далее по проспекту (уходит несколько влево и вверх), мимо памятника (погибшим в ВОВ?), на вершину холма - там перекресток, его пересечь прямо и двигаться по проспекту Космонавтов до ДК "Байкал" (2 квартала). Напротив ДК влево начинается Школьный переулок. Здесь уже район деревянных бараков, отличии от центральной части города, состоящей преимущественно из пятиэтажек. Искомая турбаза находится в конце квартала - это бывший детский сад. Директор - Марьясов Евгений, отличный мужик лет, эдак, 50-ти. Стоимость проживания - 50 руб / сутки на полу в спортзале в своих спальниках, или 100 руб. /сутки в комнатках на кроватях с бельем. Здесь же мы получили подробную информацию и о том куда сходить, что посмотреть, как куда добраться. Теперь о бане. Переулок Школьный упирается в Ленинградскую улицу (не путать с проспектом!); если по ней идти вправо от "Таежика", то через 2 квартала упрешься в баню "У Георгича". Баня отличная, стоит 150 руб/час (за аренду всей бани, неважно сколько человек), но после 20 часов. Есть сауна, бассейн. Заказ на вечер лучше делать около 15 часов. Туда мы и сходили вечером. Вернулись на базу в 23.10. В наш спортзал подселили еще парня с девушкой из Польши. Ребята собирались смотреть байкальский хребет, мы дали почитать им путеводитель (оказалось, что они прилично знают русский). Отбой в 0.30.

18 августа 2002 г.

   Подъем в 6.00. Сложили рюкзаки, в 6.45 созвонились с водителем микроавтобуса (маршрутное такси), который ездит в село Байкальское (телефон нам дал директор базы, Марьясов). Газель ходит в Байкальское по ВТ, ЧТ, ВС по два раза в день в 7.30 и 17.00 от вокзала в Северобайкальске. Обратно из Байкальского идет в 9.00 и 18.00. Водителя зовут Цветков Владимир, тел. 2-00-06. Он нас подобрал на углу Ленинградской улицы в 8.00. Стоимость проезда 30 руб. /чел, плюс 15 руб./чел за рюкзаки. Ехать до Байкальского около 40 мин (42 км). От села двинулись вдоль берега в сторону Северобайкальска. Вначале прошли через мыс Лударь, в 10.30 стали за ним готовить завтрак. Далее шли по берегу Байкала. Около 15 часов дошли до старой рыбной базы (обозначена на карте, но реально не существует в природе, по словам местных жителей, уже лет 50! А мы-то надеялись свеженькой рыбкой разжиться. Да, щасс…). От базы остался лишь старый пирс, вернее его остов, сложенный из здоровенных лиственничных бревен и наполовину врытая в землю огромная бочка для рыбы. Здесь стали на обед, искупались. Вода достаточно теплая +18-19 град.

   В 17.30 направились в сторону мыса Тонкий. Шли по тропе вдоль берега, но она здесь плохенькая, т.к. примерно в полукилометре от берега идет дорога. Но по дороге идти как-то не хотелось, интересно было двигаться именно вдоль берега. Около 20 часов пересекли основание мыса Тонкий и вышли за ним на берег Байкала. Здесь есть отличная стоянка, с дровами проблем нет (полно плавника на берегу), ну а воду без проблем можно пить из Байкала, даже сырую. Вскоре пошел дождь, весьма сильный, только-только успели поставить палатки. Но к 22 часам постепенно прекратился. Вдали видны огни Северобайкальска. Отбой в 22.30.

19 августа 2002 г.

Большое Слюдянское озеро
Большое Слюдянское озеро

   Подъем в 9.30. Вышли со стоянки в полдень (никуда не торопимся), немного поплутали (и как оно так вышло?) и в 12.30 вышли на перешеек между малым Слюдянским озером и Байкалом. Пошли вдоль него, переправились через болото (в 12.50) и в 13.10 подошли к большому Слюдянскому озеру. Здесь отличный пляж, теплая вода и сюда на машинах приезжает отдыхать народ из Северобайкальска. Когда собрались купаться, выяснилось. Что Ольга где-то потеряла часы. Осмотр места переодевания, ни к чему не привел. Значит часы пропали при пересечении болота.

   Здесь же, на перешейке между озерами, расположена турбаза ШТЭО (отделение "Таежика", как мы поняли). Стоимость проживания - 75 руб. /сутки в домиках, 32 руб. / сутки - в палатках на территории.

   В 14.45 вышли с озера. До шоссе от озера идет хорошая грунтовая дорога 1,5 - 2 км. Выходит на асфальт между 24 и 25 км (от Северобайкальска). Тут была идея поймать попутную машину (или две, раз нас 5 чел) и ухать в город. Но не тут то было. По этой дороге машину движутся с интервалом в 10-15 мин. и все наполнены людьми. Автобусов нет, грузовиков и в помине нет. Так мы шли по шоссе в сторону города почти 10 км. Примерно через час ходу, по обочинам стали попадаться машины, оставленные местными грибниками. Но от них тоже проку небыло. Движение по асфальтовой дороге, с нервным прислушивание к гулу приближающегося автомобиля бысто надоело. Только в 16.40, двое идущие сзади наконец поймали машину и уехали. В 16.50 оставшихся троих подобрал грибник, на красной "Ниве". По приезду в Северобайкальск дали мужику 100 руб, остался очень доволен - оказалось он на это и не рассчитывал. Но, в связи с нашими транспортными заморчками, мы опоздали на рабочий поезд на Куанду - мы хотели поехать на ст. Гоуджекит, посетить горячие источники. В 17.15, когда все добрались до вокзала, поезд уже ушел. Вышли на площадь, к торговому центру, перекусили, и довольно быстро нашли машину - микроавтобус "Митцубиси" и договорились за 300 руб. до Гоуджекита. До источников от города около 30 км. Выехали в 18.35, приехали в 19.15. сразу за городом асфальт заканчивается и начинается гравийная дорога. И по ней, через перевал на хребте Даван, можно доехать до Иркутска. Зимой, правда, говорят, дорогу заваливает снегом в 3-4 метра, и приходится платить трактористу за расчистку.

   Сам источник просто замечательный, рекомендуем посетить. Стоимость посещения - 24 руб. за 2 часа, или 36 руб. на целый день с 7 утра до 4 ночи. Купальня представляет собой два открытых бассейна (примерно 4 на 5), с водой в одном 38 град, в другом 30-32 град. Кому как нравится. В том же комплексе есть недорогое кафе. Напротив - турбаза "Хозяин", стоимость проживания в домиках от 100 руб/сутки.

   После водных процедур, в 22.00, мы встали лагерем на поляне примерно в 1,5 км от комплекса. Чтобы дуда добраться нужно идти дальше по грунтовой дороге мимо базы, и горнолыжной трассы. Примерно через 1 км дорога пересекает ЛЭП и далее идет вдоль нее. Нужно дойти до ближайшей (после пересечения) опоры ЛЭП. Там будет поворот направо, дорога полого поднимается вверх. Далее по ней до ручья. Не доходя 30 м. до ручья, повернуть по широкой тропе направо и снова вверх. Через 50-60 м. и будет искомая поляна, на нем места палаток на 15. Ну а нас до стоянки довез все тот же шофер микроавтобуса. Отбой в 24.00.

20 августа 2002 г.

   Отлично выспались, встали в 9.30. Сготовили завтрак; в 12 часов снова были у источника. Снова пошли принимать ванны на 2 часа. Утром народу было меньше, а в горячем бассейне заменили воду, она стала горячее. Зайти туда в начале было практически невозможно. Ощущение такое, как когда паришь ноги при простуде, но в воду погружаются не только ноги, но весь целиком. Когда вытерпев "пытку" полностью опускаешься по лесенке из нержавейки на дно, невозможно даже пошевелиться. Но спустя несколько минут тело привыкает. Естественно, долго в такой воде с непривычки находиться не рекомендуется.

   До станции от источника идти метров 600-700: - вниз, до трассы, затем направо, до первого поворота налево (по ходу движения от базы). В 15.33 пришел рабочий поезд Даван - Северобайкальск (ходит по четным дням). На нем вернулись в город. Стоимость проезда - 11р20к. Действуют льготы, т.к. поезд пригородный. Ехать до города около часа. В Северобайкальске дотопали до центрального торгового центра, здесь разделились "по интересам". Кто-то закупал продукты, кто-то бегал в "Таежик" за заброской. Заодно договорили с УАЗом "буханкой" за 200 руб. до порта в Нижнеангарске. Да, конечно от ТЦ можно доехать до Нижнеангарска на маршрутке, ходит примерно раз в час, стоит 20 руб, но с большими рюкзаками влезь туда затруднительно - желающих ехать достаточно много. Чего это нам понадобилось в Нижнеарганске? (Тот еще "Мухосранск", при въезде в который написано - "Тоннели стоят настоящие мужчины!"). Да, вот можем порекомендовать - сесть на "Комету" в Нижнеангарске реально, так как она начинает отдула свой путь, а потом уже заходит в Северобайкальск заполненная (всего там 75 мест), так что может мест и не оказаться. Хотя, берут и без мест. Человек 6-7, севших последними в Северобайкальске сидели на рюкзаках. Кстати разницы в цене нет. За проезд до порта Байкал мы заплатили по 934 рубля, ну а до Иркутска брали по 990. Из Нижнеангарска рейс идет по средам и субботам (в 7.20), из Иркутска - по вторникам и пятницам.

   Прибыв в Нижнеангарск устроили ночевать прямо на порту. Одно название что порт. Куча каких-то строений, сараев, ржавые остовы того, что было когда-то катерами, всякий иной хлам… Обнаружили на берегу здоровенный железный понтон, залезли на него, расстелили пенки, спальники и прямо там и устроились ночевать. Рядом с портом оказался магазинчик, торгующий продуктами и всякой всячиной. Туда и наведовались несколько раз, пополняя запасы пива, шоколадок и т.п. Кстати, в магазинчике давали сдачу преимущественно металлическими десятирублевками, чрезвычайно редкими у нас в Питере, так что удалось собрать целую коллекцию юбилейных монет. Погода была отличная, тепло ветра нет. Лежали, понемногу болтая, попивая пивко и смотрели как восходит на Байкалом полная луна.

21 августа 2002 г.

   Поднялись на рассвете, примерно в 5.40. Наскоро сготовили завтрак на газе. Глядим, в 6.30 потянулся народ на пристань. Ну, ускорили наши сборы и где-то в 6.45 тоже были на пристани, но уже отнюдь не первые. Но ждать пришлось еще минут 20, на "Комету" запускать стали только а начале восьмого. На теплоходе устроились в кормовом отсеке. Точно по расписанию, в 7.20 загудели двигатели и пирс Нижнеангарска стал медленно отодвигаться от нас. Поплыл наш пароход. Через 20 минут зашли в Северобакальск и на борт ломанулась толпа народу (хорошо что мы были предусмотрительны!) . Теплоход заполнился до предела; село много туристов, в том числе несколько иностранцев. "Комета" понеслась на юго - запад.

   Все плавание проходило при полном штиле и ярком солнышке. Корабль идет вдоль северного берега Байкала, довольно близко, затем проходит через Малое море, между Ольхоном и берегом, а затем через пролив Ольхонские ворота. В 17.50 (вместо 18.15 по-расписанию) прибыли в порт Байкал.

   Здесь сели ждать "Мотаню". О "Мотане" надо сказать отдельно. Это местный поезд, состоящий из маневренного тепловоза, 2-х плацкартных вагонов и теплушки на прицепе. Сей состав курсирует между Листвянкой и портом Байкал 5 раз в неделю. Причем из Листвянки он идет днем, ну а обратно - ночью. При этом, хотя вроде - бы расписание и существует, но выходит - как решит машинист! Может в 2.30, а может и в 4.00. Вот мы сидели и ждали этот поезд. Пришел он около 22 часов, стал (дальше то идти некуда - тупик), но в вагон нас запустили только в 2 часа ночи. Пришлось коротать время на крыльце местной почты, где кто-то пытался спать, а кто-то варил на газовых горелках чай. Там же был и магазин, который, к нашему удивлению работал до 22 часов, хотя по расписанию должен был закрыться в 17 часов.

22 августа 2002 г.

Паровозы на разъезде Уланово.
Паровозы на разъезде Уланово.

   Так и торчали на станции до 2 часов. Проводники заперлись и отказывали пускать, говоря, что мы будем "шляться по вагону, громыхать и мешать им спать". Но в 2 часа народ на станции взбунтовался, стал стучать в двери и орать чтобы открыли. Из одного вагона высунулась заспанная и унылая рожа проводницы, которая тихо матерясь на всяких, которые "спать мешают" дверь все - же открыла. Забрались на полки и тут же уснули. Около 4 часов поезд тронулся, а где-то пол-пятого нас разбудили, чтобы собрать плату за проезд (по 8 р.60 к. до разъезда Уланово). На этом разъезде мы и вылезли в 5.20. Да, скорость движения поезда обалденная - за 1ч.20 мин. "Мотаня" прошла 26 км!

   Пройдя до конца станции, мимо каких-то домиков, которые оказались чем-то вроде турбазы, стали на отдых на берегу Байкала. Продрыхли до 10 часов, не спеша прособирались до 12, и двинулись по знаменитой Круглобайкальской железной дороге смотреть ее тоннели и все остальные достопримечательности.

   В конце разъезда Уланово стоят два паровоза: один советский, класса "Л", другой - немецкий (фиг знает какой марки). По ним можно полазить, залезть в кабину машиниста, подергать всяческие рукоятки. Что нас поразило, что в советском паровозе стоял разбитый манометр 1988! года. Получается, что паровоз совсем недавно стал на прикол.

   Около 13 часов двинулись дальше по КБЖД. В 15.15 добрели до мыса Ивановский, где обнаружили удобную стоянку и встали на обед. С обеда вышли в 17 часов. По пути прошли через тоннель на мысу Половинный - самый длинный тоннель на КБЖД. Он имеет длину 867 метров. Но это тоннель абсолютно прямой, и при входе в него видно выход (в отличие от многих других прибайкальских тоннелей, которые изгибаются по ходу). С другой стороны есть удобные стоянки, но в путеводителе по Байкалу стоять на них не рекомендуется, так как возможны контакты с местным населением (здесь же станция Половинная), которое ведет себя не всегда адекватно.

   После тоннеля прошли еще около 2 км, и стали лагерем на небольшом мысике, в районе путевого столба 111 км. Метрах в 400 от нас обнаружили еще чей-то лагерь. А через полчаса к нам подбежали два парня и девушка, и спросили нет ли среду нас врача и когда ближайший поезд. Выснилось, что один из молодых людей (лет 20) пытался открыть перочинным ножом консервную банку, и умудрился перерезать себе вену на предплечье. Как это его угораздило? Посоветовали добежать им до станции, куда они и направились. После ужина, около 22 часов началась гроза, прямо какое-то светопреставление! Молнии били по всему горизонту, в секторе более 180 градусов (на сколько было видно). Вначале осадков не было, но к 23 часам пошел сильный дождь, так что пришлось разойтись по палаткам.

23 августа 2002 г.

   Встали около 10 утра. Дождь давно кончился, небольшая облачность и ветер. Видны очертания хребта Хамар-Дабан на другом берегу Байкала.. Со стоянки вышли в 12.20. К 14.30 добрели до станции Маритуй. Эта станция весьма приличная, недавно покрашенное станционное здание, отчетливый перрон с аккуратненькой металлической оградкой. Есть даже магазин, при почтовом отделении (!). Но, к нашему великому разочарования (а были идеи купить пиво или соки или еще чего-нибудь вкусненькое), кроме консервов и сухих супов там ни чего путного небыло. Даже хлеба. Увы, в сии края хлеб завозят один-два раза в неделю на "Мотане". Зато купили у местно населения свежего омуля.

   В 15.15 пошли дальше и дошли до тоннеля у 122 км. Здесь вдоль самого берега был проложен участок старейшей части КБЖД (постройки до 1913 года), к ней ведет короткий тоннель без рельс. И здесь же начинается и обходной тоннель (1911-1913 гг, как значится на его портале). Тоннель довольно длинный, около 600 м, но без фонаря ходить по нему плохо - он изгибается, некоторое время не видно ни входа, ни выхода и то и дело натыкаешься на торчащие шпалы, какие-то железки и камни. Над "старым" тоннелем есть неплохие стоянки, где мы и устроили обед и отдых. Заодно залезли на скалы, возвышающиеся над тоннелями и посмотрели на Байкал и железную дорогу с высоты.

   С отдыха вышли только в 20.45. Тоннель обошли по тропе, ведущей по участку старой дороги. Видно, что не зря этот участок пути упрятали в тоннель - несмотря на многочисленные подпорные стенки (весьма симпатичные), на дорого лежит масса каменных глыб, иные и значительного размера. Да и некоторые участки дороги уже обрушились в озеро.

На КБЖД
На КБЖД

   Далее КБЖД очень живописная, много тоннелей и крутых скальных уступов, обрывов в воду. Примерно к 22 часам дошли до 127 км (на 2-х км карте обозначен остановочный пункт 126 км, но его, как такового, давно нет). Когда то здесь были строения, видны остатки фундаментов у дороги и даже полуразрушенные каменные строения и пристань на берегу (кстати, весьма крутом: от дороги до воды не менее 30 м по вертикали).

   Здесь обнаружили удобную стоянки, с выложенным кем-то из кирпича очагом, и стали. Уже почти в сумерках натаскали дров для костра - сидеть предстояла всю ночь. Пожарили купленную днем рыбку, и посменно дежуря у огня, стали ждать поезд. Над Байкалом висела желтая луна, внизу шумели волны… здорово. Такие моменты запоминаются на всю жизнь.

24 августа 2002 г.

   Народ поднялся в 4.50, упаковался и стал напряженно ожидать "Мотаню". Когда должен был прийти поезд, никто не знал. В результате ожидание продлилось около часа, поезд появился в 5.45. Увидев свет в тоннеле, дежурившие на рельсах так резво рванулись к свои рюкзакам с криками "Поезд!!!", что умудрились потерять фонарик "Тикку". Обидно. Помахали поезду руками, он прогудел в ответ и остановился…

   Итак, через два часа, мы уже были в Слюдянке. Проезд обошелся в 14 р. 60 к. с носа. "Мотаня" несколько опаздывающая вначале, успела нагнать время и прибыть в Слюдянку в 7.40. Это было очень удачно, так как в 7.50 отходила электричка на Иркутск (а их всего две штуки в день). В принципе, конечно, можно доехать до Иркутска и на проходящих поездах, и на автобусе. Стоимость проезда в электричке 28 р. 40 к., 120 км электропоезд идет около 3 часов. Понравилось, что электричка новая, с мягкими сидениями и туалетами в первом вагоне.

   В Иркутска Иннокентий и Наташа сразу же взяли билеты на поезд Хабаровск - Москва No 43. Время отправления 01.24 (20.24 по Москве). Стоимость плацкартного вагона до Москвы 1416 руб. Прибывает в Москву в 11.32. Сергей и Алексей решили провести здесь еще один день; что и сделали.

   Итак у нас было время чтобы посмотреть Иркутск. Позвонили нашему товарищу по Кодарскому проходу, Алексею Гердту, он приехал, повозил нас по городу, а вечер провели у него на даче (между Иркутском и Ангарском) с шашлыками и баней. За что ему очень благодарны. Иннокентия и Наташу Леша еще и отвез на поезд. Так, 25 августа, пол второго ночи, закончилось и это наше путешествие.

Иннокентий Уханов
Санкт-Петербург


Официоз   Новости   Коротко о...   Транспорт   Размещение   Питание   Маршруты   Карты   Очерки