English Русский be number one Fair.ru Ярмарка путешествий Города и Регионы Rambler's Top100
Главная         
Район
Туризм
  Официоз     
  Новости     
  Коротко о...
  Транспорт
  Размещение
  Питание
  Маршруты
  Карты
  Очерки
О Байкале
БАМ
Фотоальбом
Предприятия
Музыка
Книга гостей
Объявления
Форум
Ссылки
О сайте

Пишите!
ICQ 5070942

Рейтинг@Mail.ru


Рафтинг на Томпуду

BAICAL-TRIP spedizione internazionale (итал.)

Маршрут: Милан-Москва-Иркутск-Нижнеангарск-р.Томпуда-оз.Байкал-Северобайкальск-Нижнеангарск-Листвянка-Иркутск-Москва-Фрязино-Милан

Список участников

  • Russia - Михаил Селезнев (Мишель, Селезень)
  • Russia - Игорь Гомберг
  • Russia - Арсений Болдырев (Арсен)
  • Russia - Константин Васин (Доктор)
  • Russia - Алексей Шишков
  • Russia - Дмитрий Ромашкин (Димон)
  • Russia - Ярослав Квасов(автор этих строк)
  • Russia - Дмитрий Гомберг
  • Russia - Сергей Новиков
  • Russia - Павел Греков
  • Russia - Сергей Дворецкий
  • Russia - Алексей Дворецкий
  • Russia - Екатерина Брезгунова
  • Russia - Алла Новикова
  • Italia - Диего Занга
  • Italia - Микелле Грамалиа (Микки)
  • Italia - Пьеро Аркостранцо
  • Italia - Джани Закарделло
  • Italia - Джузеппе Карамелло (Бэппе)
  • Italia - Дарио Саградо
  • Italia - Лука Гамбералли
  • Italia - Андреа Бавестрелли

21 августа (вечер)

   Сегодня 21 августа, я везу парней в Шереметьево-1... Они улетают на Байкал покорять великую русскую реку Томпуда. Информации у меня мало, так как я не еду в эту экспедицию. Знаю, что едут восемь друзей из солнечной Италии, они же любезно предоставляют лодки для сплава, а так же шесть русских падлеров, два оператора и пять человек группы поддержки. Целый день мы мечемся по Москве, собирая барахло, людей и лодки. Наконец мы в Шереметьево-1. Груда барахла просто нереальная. Все это с трудом пропихивается через первую линию авиа-контроля и я, помахав парням рукой, со смешанными чувствами уезжаю домой на своем RODEO-BUSe.

   Тут-то все и началось. Не успел я купить в "Перекрестке" корм для своей полугодовалой дочери, как на пейджер стали пачками приходить истерические сообщения типа: "Мы тебя ждем в аэропорту, у нас проблемы!". "Та-а-ак",- думаю я, и, конечно, еду назад. Первое что я вижу- это гору лодок и кучу барахла, лежащие рядом со зданием аэропорта. Всю эту ботву лениво как бы охраняют два милиционера. Увидев меня, они оживились: "А, это видимо твое?!". На вопрос: "Где ребята?", они неопределенно махнули рукой в сторону буфета: "Пиво пьют"... Мишель и Димон, с лицами тибетских лам, флегматично тянули пиво. Увидев меня, Димон оживился и выдал: "Ты летишь с нами завтра". Ну-у-у, да-а-а ... Мозг мой начал пухнуть. И тут Димон рассказывает анекдот про голливудского актера, сидящего в провинции в третьесортном баре, который неожиданно получает приглашение на съемки суперблокбастера, но отказывается, выяснив, что съемки прямо перед Рождеством: "Но у меня же елки!". Извечный гамлетовский вопрос "Елки или не елки?" я решил для себя неожиданно быстро - такой шанс выпадает не часто.

   Тем более что работы мало..., тем более что хочется..., тем более что двое не поехали и группа стремительно уменьшается - Валентиныч пропал на охоте, Торпеда заболел желтухой...

   И вот, как бы находясь под действием наркотика, я набираю Алесю: "Ты знаешь, я улетаю на Байкал"...

22 августа

   Быстрые сборы и я, Димон, Мишель и Володя с грудой барахла, прорываясь через пробки, опять мчимся в Шереметьево-1.

   Да, забыл объяснить, почему ребята не улетели. К моему счастью, начальник смены оказался засранцем и отказался принимать в самолет 16 лодок, кучу жратвы и снаряжения. Поэтому-то Димон с Мишелем, сдав билеты, остались в Москве практически со всем барахлом. А макаронники вместе с остальными русскими падлерами улетели. На этот раз начальник смены был благосклонен, тем более что часть груза отправили багажом. Регистрация, и вот мы уже в самолете.

   Напряжение, которое так явно читалось на face Селезнева, спало.

   Начали с двух бутылок красного вина. Напряжение стремительно спадало. Однако, я не мог поверить в реальность происходящего. По всем законам жанра я должен был остаться в Москве, работать и ностальгировать на далекую Томпуду, а в результате я стремительно мчусь в сторону Байкала, который не видел уже 7 лет.

23 августа

   Чертов туман накрыл славный город Иркутск, и мы были вынуждены сидеть 4 часа в крохотном аэропорту города Братска. Наши соседи из бизнес-класса, которые летели с 3 немцами, здорово нажрались и пели песни о любви в окошко справочной. Их друзья-бундесы в этот момент поливали их "Аква-Минерале" и громко ржали. Мы же коротали время в сторонке. Вот, наконец, и Иркутск. Надо было видеть лица парней, когда они увидели меня. Я же должен был быть в Москве!

   Нужно отметить, что в последний день из снаряжения экспедиции выкидывали все подряд - нам грозил страшный перегруз, поэтому, поглумившись над ситуацией, я, Доктор и Леха, выдвинулись в сторону по утреннему шумного оптового рынка. Доктор и Леха - завхозы, а меня взяли как дегустатора. Купив в ларьке 0,5 водки, мне ее тут же дали попробовать, налив в пластиковый стаканчик, купленный тут же. Почмокав губами, я утвердительно кивнул головой. "40 литров водки",- выдал Леха, размахивая котлетой лавэ... Следующей нашей покупкой было 20 бутылочек соевого соуса, что вызвало немалое удивление у местных алкоголиков.

   Маленький АН-24, заранее полностью выкупленный Пашей, должен был стремительным домкратом домчать нас до п.Нижнеангарска. Забив половину салона лодками, мы набились в остальную его часть. В этом летающем сортире нашлась даже стюардесса, как две капли воды похожая на сам самолет, которая любезно предложила нам разбавленные соки. Из иллюминатора открывались великолепные виды Байкала. Он не изменился за прошедшие 7 лет, с момента моего последнего трипа ( кстати тоже с итальянцами) . Наверное, он был таким же и 100, и 300 лет назад. Разве что через тайгу пролегли тоненькие ниточки дорог и узкая лента БАМа. Наши операторы Сергей и Алексей Дворецкие расчехлили свои камеры, а мы пили пиво. Итальянские падлеры предложили тост: "Чин-чин!", на что я предложил русский аналог "Зае...сь!".

   Мы дружно проорали это все вместе. Через некоторое время самолет стал плавно заходить на посадку. Завтра, отсюда мы полетим на вертолете на точку старта нашего сплава.

   Остаток дня был посвящен перепаковке вещей и продуктов. Вот и первый ужин - разведенное в кипятке картофельное пюре и соевое мясо, теперь нам предстоит так питаться 10 дней. В знак интернациональной дружбы падлеры дружно пили водку и пытались общаться. В результате решили не тащить огромную кучу нашего снаряжения в зал ожидания аэропорта, а заночевать прямо на летном поле, чтобы охранять барахло.

24 августа

   Подъем в 6 утра дался легко далеко не всем. После легкого завтрака из быстро - заварных кашиц, Димон с Мишелем побежали в город заказывать катер, который должен забрать нас из устья Томпуды 01.09. и доставить в Нижнеангарск. Мы же приступили к погрузке лодок и снаряжения в вертолет. Ниточки рек с белыми гребешками порогов, озера, похожие на огромные голубые идеально ровные зеркала и, конечно, горы - древние и могучие, как вселенная.

   Пожалуй, те виды, которые открываются в этих местах - самое лучшее, что я видел в жизни. Тот, кто не летал на вертолете над Байкалом вряд ли может испытать подобные чувства.

   В полете Леха высмотрел два каньона и водопад- глаза наших перцев возбужденно заблестели. Через час после вылета мы приземлились в курумник, поросший березовым стланником. Нас немедленно окружили тучи гнуса, от которых мы спешно ретировались на живописный песчаный остров посреди реки. Стояла жара, и мы лениво разлеглись на лодках в ожидании второй группы. Леха пошел кидать спиннинг в надежде поймать хариуса, однако вынужден был откурить известно что. По скудным описаниям реки, рыба есть только после водопада, т.е. после самого сложного участка сплава. Как обычно, беседа протекала в двух руслах: женщины и сплав.

   Через 2,5 часа мы услышали характерный стрекот вертолета и вторая часть группы со всем барахлом вывалилась в объятия березового стланника и гнуса.

   Выяснилась очередная неприятная подробность: единственное место, где может сесть вертолет, находится в 25 километрах ниже по реке или в 10 км ниже основного сплавного участка. Это неприятно, т.к. на прохождение каньонов планируется 3 дня.

   Однако, хитрый Селезень поводил жалом, поскрипел мозгами и принял решение: т.к. завтра вечером должен прилететь на вертолете Игорь Гомберг, с ним перебросим лагерь вниз, а за оставшиеся 1,5 дня пройдем половину каньона даже со съемкой. На том и порешили.

   Поставив лагерь и съев по одному сникерсу с чаем, мы попрыгали в наши утлые лодчонки. Первые три км, были разминочным. Потом подошел крупный приток, и плыть стало интереснее. Появились небольшие метровые сливы, которые шли без просмотра в режиме нон-стоп. Падение реки увеличилось, ущелье начало сужаться, превращаясь в каньон. На сегодня сплав был закончен, и мы, побросав лодки, весла и сплавную одежду на берегу, выдвинулись по еле заметной тропке обратно в лагерь. Преодоление притока, мимо которого мы проплыли, не для всех было благополучным.

   Мишель поскользнулся на мокром бревне, которое по совместительству являлось мостом, и лишь чудом, а точнее своим острым жалом, зацепился руками за бревно и долго полоскался в пенной струе, вызывая хохот и глумливые комментарии уже перешедших речку русских падлеров. За ним грохнулся один из макаронников, едва успев бросить на берег бокс с камерой.

   Ужин ознаменовался традиционными сплавными 100 гр. и долгими спорами, что же делать дальше. После многочисленных экстремальных и не очень предложений, Селезнев навел порядок в своем паноптикуме, сказав, что завтра опять пешком идем к лодкам, сплавляемся сколько можем и снимаем фильм. В 3 часа выдвигаемся обратно в лагерь, садимся в прилетевший вертолет и летим в следующий базовый лагерь со всем барахлом, а на следующий день уже поднимаемся к лодкам снизу...

25 августа

   Подъем в 6 утра. Каша, чай и вот мы уже бодро чешем очередные 5 км по курумнику, который сменяется кустарником, заболоченными низинами и зарослями голубики, борясь при этом с тучами гнуса...

   Каньон начинается четырьмя локальными сливами по 3-4 метра каждый. Операторы наготове. В первом сливе значительная часть воды бьет под большой камень. Его можно пройти только правильно прыгнув с метровой высоты на наклонную плиту и съехав по ней в нужную сторону. Здесь прыгают только Арсен, Леха и Доктор. На лодке Арсена скотчем примотана камера в специальном водонепроницаемом боксе. К сожалению, от ударов об воду у нее отстегнулся аккумулятор, и ее пришлось снять так ничего и не сняв.

   Второй слив больше напоминал небольшой вертикальный водопад с четкой линией травы. Его прыгают все - кто с грэбом, кто хаммером, кто буфом, а кто просто топором.

   В третьем сливе проход оказался завален камнями. Арсен, скривив face, обносит его, и все 14 райдеров гуськом тянутся за ним, матерясь на своих языках, перепрыгивая с камня на камень.

   И тут началась уборка. Пока все обносили предыдущий слив, два итальянца, которые оказались впереди, решили прыгнуть очередную 2,5 метровую ступень, которая выглядела вполне нормально. Однако, как выяснилось позже, под водой находилась глубокая вертикальная щель, куда и уходила струя. Первому макароннику повезло, он перепрыгнул ее, лишь ударившись лодкой о камень. Мы стояли на берегу, наблюдая за Микки, который пошел на прыжок вторым. Прыжок - райдер исчез под водой. Прошли долгие мгновения, прежде чем из под камня, который нависал с другого берега над сливом, показалась голова человека, судорожно пытающегося дышать. Что-то он долго выбирается... Второй спасконец достиг своей цели, и Микки с выпученными глазами вытащили на берег. Весло и один тапок уплыли в даль. Лодки не видно уже долгие минуты. Правда, через некоторое время в поисках прозеванной рации наши операторы наткнулись на весло, которое замыло под камень. Однако, лодки все нет. С камня, из под которого выбрался Микки, пожиратели спагетти начали на веревке спускать в кипящую и пенящуюся воду своего друга.

   Проторчав в 5-ти градусной воде минут 15, он смог лишь нащупать в сливе лодку. Второй спущенный вниз макаронник с несчастным лицом зацепил полуоткрытый гермомешок и выпустил тусовать кроссовки и шорты Микки. Лишь благодаря ловкости Арсена из него не выпал фотоаппарат. Третий любитель спагетти потоптался под камнем, поностальгировал и попросился назад. Надо сказать, я их понимал. Сверху валится 12 кубов воды и в пене слива ничего не видно. Ну что ж, пора браться за дело русским парням. Оказалось, что я единственный полностью одет в неопрен. Я снял юбку, мне зацепили карабин за кольцо на задней части моего SHOCK WAVE (спасжилет) и стали опускать в воду.

   Мы просто не подумали, как нужно вытаскивать лодку. Во-первых, ниже надо было поставить каякера, который бы ловил выплывающие вещи. Во-вторых, макаронники цепляли карабин спасконца явно не за то.

   Первое решение парней - зацепить карабин за очко лодки. Опять не продумали, в результате обод очка порвали в двух местах. Дело в том, что помимо того, что лодка наполовину ушла в щель (Микки зажало ноги, и он выбирался, выкручивая их), корму лодки замыло под нависающий камень, с которого меня и спускали вниз. На первый взгляд лодку было не достать, тем более что она находилась на глубине полуметра под водой. Решение мое было следующим: один спасконец цепляется за пояс на сидушке (несущий элемент), а второй с импровизированным багром, изготовленным из ветки с примотанным скотчем карабином на конце, цепляется за петлю на корме каяка, т.к. до нее не достать рукой. Первый спасконец я с пятой попытки зацепил. Второй зацепить оказалось невозможным - корма находилась глубоко под камнем, где бурлила вода. Последний шанс - шестеро райдеров с берега потянули за спасконец, зацепленный за пояс в лодке, и несколько вывели корму из-под камня. Впервые за 3 часа показалась оранжевая корма лодки, и я стремительно зацепил карабин за узкую петельку. И тут парни совершили ошибку. Вместо того, чтобы продолжать выводить за один спасконец корму из- под камня, а другой, зацепленный за очко, перекинуть на другой берег и тянуть оттуда, они, обрадовавшись, стали тянуть в 8 рыл с правого берега. Результат был плачевен: лодку сложило, и я, прыгая на уже видимой, так сказать, невооруженным взглядом лодке, помог выдернуть ее из щели. Непонятно, как из нее вылез Микки. Лодка сложилась в центре очка - нос находился под углом 90 градусов к корме.

   Матерясь на всех и вся, я вылез на берег, на что Мишель сказал: "Выпрямим, будет как новая!". И действительно, вечером у костра, благодаря горячей воде и разным приспособам, лодка восстановила свою геометрию. Да, свое эго я пощекотал как следует. Все итальянцы по очереди подходили ко мне, называли СуперЯр и пытались напоить меня водкой. Было несказанно приятно.

   А вот вертолет так и не прилетел. Началось очередное строительство долгосрочных планов. На этот раз решение было такое: мы опять выдвигаемся к лодкам и плывем до упора. Если вертолет появится, идем вниз по реке, если нет, то возвращаемся к лагерю вверх.

26 августа

   Итак, вчера мы прошли только 100-150 метров каньона, хотя в первый день многие кричали, что проскочат каньон за день! Опять начинаем сплав после 5-ти километровой пробежки по уже знакомой натоптанной тропе.

   Теперь препятствия представляют красивые водопадные горки. Мы идем, операторы снимают.

   ...Большой Томпудинский водопад появляется совсем неожиданно. Его высота порядка восьми метров. Он имеет короткую разгонную часть, после которой русло резко поворачивает под большим углом, и поток с шести метров вертикально падает вниз. Часть воды, закручиваясь, попадает в большой карман прямо под водопадом. Чтобы совершить удачный прыжок, необходимо очень четко выдержать линию движения на заходе и вовремя сделать последний выталкивающий гребок.

   Неоднократно и агрессивно поностальгировав и поставив внизу двух живцов и операторов, начали прохождение. Первым прыгал Арсен. Красиво вылетев с полки, он на некоторое время исчез в пене, а потом показался в нескольких метрах ниже. Аплодисменты классному Garden Boof'у. Потом был Димон. Ошибается на заходе и вот уже в перевернутом виде его затащило в карман под водопадом. Некоторое время Димон, весло и лодка полоскались в пульсирующем улове. Наконец, его затащило под падающую струю и через долгие мгновения он показался метрах в 20 ниже. Лодку и весло продолжало колбасить еще минуты 3-4... Димон потерял один тапок, но был чрезвычайно доволен. Следующим был Доктор, который прыгнул классно и чисто. Леха, прыгавший четвертым, убрался как Димон. Я был живцом, но до Лехи не допрыгнул. Его тоже утащило в карман под водопадом. Меня потащило за ним. Димон же начал запускать меня на веревке вместо того, чтобы вытащить. Ощущения не из приятных, надо сказать...В конце концов, Леха со всем своим снаряжением оказался на берегу.

   Через 300-400 метров после водопада, мы обнесли огромный сифон, в который если попасть, то там и останешься навсегда. Неожиданно обнаружилось, что уже 6 часов вечера. Так как вертолет два раза пролетел над нами, мы решили, что базовый лагерь теперь внизу. Оставив операторов ночевать в каньоне, мы налегке рванули к лагерю. Начинало смеркаться... А мы все шли и шли. Подъемы сменялись спусками, периодически тропа исчезала, и приходилось то карабкаться на почти вертикальные стенки, то продираться через кедровый стланник, то осторожно спускаться вниз по курумнику.

   Ночь наступала, внезапно мы поняли, что не дойдем. Народ был одет в легкую одежду, которую взял с собой в лодки, чтобы переодеться. Я уже не говорю о спальниках, палатках и жратве, которые остались в лагере. Предстояла холодная ночевка в тайге без еды и теплой одежды.

   Сразу развели два костра, чтобы расположиться между ними. Уже в полной темноте отправились лапником и дровами для ночи. Макаронники были в некоторой растерянности, к тому же здорово устали, и стоило усилий оторвать их от костра. Вообще-то, появился реальный шанс убраться, простудить спину, или просто заболеть.

   Ночь прошла в полудреме. Мы с Лехой нагревали в костре камни, ложились спиной друг к другу, и обнимали их как любимую женщину.

27 августа

   К утру, как только рассвело, мы, совершенно офигевшие, выдвинулись вниз по реке. Наша одежда, прожженная искрами и вся перепачканная в смоле сосновых веток, здорово смахивала на одежду бомжей.

   Наши усилия были вознаграждены. Через час, выйдя на берег крупного притока, мы увидели базовый лагерь. Радости не было предела. Громко вопя, невзирая на глубину потока, падая и срываясь, мы побежали к заветной еде. Ведь мы не ели уже сутки! То немногое, что собрали по крохам вечером, нельзя было назвать едой.

   Глоток водки из горла. Стремительно свернутая и выкуренная сигарета. Еще глоток. Сухая одежда и тарелка чего-то горячего. И вот я уже погружаюсь в сон, сквозь дымку наблюдая, как Серега Новиков хвастается Лехе. пойманными хариусами.

   Подъем состоялся в 14:00. Плотно пообедав хариусом, представленным в жареном, вареном и соленом видах, мы, собрав самое необходимое, мы выдвинулись обратно в каньон. Рюкзаки тащили по очереди, в чем активно участвовали итальянцы. Фортуна повернулась к нам лицом, и мы столкнулись с операторами, которые, не зная что и думать, оставили камеры рядом с лодками и выдвинулись в нижний лагерь. Подобрав операторов, мы встали в конце каньона на старой стоянке с брошенной с первых покорений Томпуды деревянной рамой от катамарана, выгоревшей до белизны на солнце. Натянули тент и, поужинав, набились под него в своих спальниках.

   Итак, пусть с напрягом, но мы держали график экспедиции. Несмотря на то, что у вертолета сломалась запчасть, как заявил пилот Игорю (из-за этого он прилетел только на следующий день), и на то, что Микки убрался и два дня еле ходил, несмотря на наши ежедневные пешие (и, естественно, не запланированные) переходы, мы уверенно шли в сторону Байкала.

28 августа

   Подъем традиционно ранний. Завтрак, и вот мы опять чапаем к нашим лодкам. Очередная драка не на жизнь, а на смерть с гнусом, тучами кружащимся над нами, когда мы переодеваемся в сплавное.

   Опять каньон. 100 метров идем, останавливаемся, смотрим следующие 100 метров, ждем операторов, снова идем и так до бесконечности. Сливы следуют за сливами, бочки, камни, опять сливы. На ностальгирование времени почти не остается. В одном из сливов я ошибаюсь, и меня замывает под плиту- начинаю повторять грустный подвиг Микки. По счастью, сифон оказался достаточно широким, и меня промыло сквозь него, хотя для этого и пришлось отстрелиться. Весло я поймал сам, а вот лодку поймали только через 100 метров. Сложные препятствия вроде закончились, теперь мы просто толпой валимся вниз. Завидев резкое падение чалимся.

   Водопад "Аквариум" был около четырех метров и состоял из основного слива и канализации, по которой и прошла основная часть райдеров. В центре слива находился камень, который делил поток на две части, в одной из которых был глухой кипящий котел. Пройти можно было только с другой стороны от камня. Однако существовала значительная вероятность запиниться в середине слива или попасть в котел. "Аквариум" прыгали только Арсен и Доктор. Я опять был живцом и мне совершенно не хотелось прыгать в это кипящее варево. По счастью, оба падлера прыгнули чисто.

   Каньон закончился, и мы выплыли к нашей ночной стоянке. Быстро попив чаю и попихав немногочисленные вещи в лодки, группой из 18 каяков выдвинулись в нижний базовый лагерь. В мою и мишелевскую лодку все барахло не влезло, поэтому нам пришлось за плечи взять гермомешки. Мерзкое ощущение, когда не контролируешь лодку, перегруженную барахлом, достойно соединялось с ограниченностью координации движений, благодаря чертову баулу за плечами.

   Ну, вот, наконец-то, и базовый лагерь. Сплав, можно сказать, закончен, хотя до Байкала еще 60 км. Завтра надуваем рафт, грузим в него все барахло и сплавляемся 2 дня по успокоившейся и разлившейся Томпуде.

   Чувство усталости перемежалось чувством победы. Мы сделали это, прошли весь каньон, сделав лишь, по большому счету, 2 коротких обноса. Все живы, здоровы, снаряжение практически все целое, за редким исключением. Сейчас я пишу эти строки и слышу, как в лесу парни валят деревья - дрова для бани. Скоро придут операторы и Паша, хотя им предстоит нелегкий путь по натоптанной нами тропе. Солнце медленно садится за горный хребет, повсюду разобранные вещи и снаряжение, весла, лодки, булькает вода в кане на костре, и даже как-то не верится, что 4 дня подряд мы пухли и дохли в Томпудинском каньоне.

29 августа

   Подъем, завтрак, и все начинают собирать вещи - сегодня мы плывем всей толпой в сторону Байкала. На рафте поедет большая часть барахла - все то, что не влезло в наши утлые лодчонки. Команда рафта: Мишель (чамандыр), Катя, Алла и оба оператора - Сергей и Леша. Река успокаивалась прямо на глазах, рельеф местности выполаживался. Вокруг очень красиво. Пошли разбои, мелкие настолько, что нашим рафтерам приходиться тащить по ним свою посудину по щиколотку в воде.

30 августа

   Утро. Небо затянуло тучами, и лишь вдалеке со стороны Байкала проглядывает голубое небо. После каньона Димон потерял один неопреновый тапок, также как Микки, и Мишель. Поторговавшись недолго, за свои сплавные тапки я выторговал у Димона его лодку VECTOR, а он сел в мою MEPHISTO, в которой при долгом сплаве у меня сводит ноги. На себя одел один тапок Микки, а на вторую ногу одел два полушерстяных носка Игоря Гомберга, которые он хотел выкинуть, и замотал их сверху серебристым скотчем.

31 августа

   Погода окончательно испортилась: к непрерывному дождю прибавился встречный ветер с Байкала. Доктор из VECTORA пересел в VOO-DOO и первое время пытался крутить картвилы, пока не замерз от переворотов. Вот и Байкал. Идет дождь и дует холодный ветер. В двух км от устья по правой стороне виднеются домики местной ГМС. Завтра отсюда нас должен забрать катер.

01 сентября

   Корабль пришел на час раньше. С помощью рафта перевезли вещи на корабль, как две капли воды, похожий на тот, который возил нас по Байкалу 7 лет тому назад. В Северобайкальске меня с группой товарищей высадили с лодками и рафтом, отсюда мы должны отправить лодки поездом в Москву, корабль же с оставшейся группой идет в Нижнеангарск. Местная генеральная суперначальница багажного отделения, взвесив MEPHISTO, оценила его и все остальные лодки по 10 кг! В Нижнеангарск попали только к вечеру.

02 сентября

   С утра погрузились на "Комету" (слава богу, Мишель заранее забронировал места), заняв весь кормовой отсек. Через 12 часов были в Листвянке, где пересели на "Восход-16", который доставил нас в Иркутский порт.

03 сентября

   Полет от Иркутска до Москвы не был ознаменован ничем, кроме того, что Фортуна последний раз подложила нам свинью - вместо Шереметьево-1, мы сели в Домодедово, и толпы встречающих с оркестром и цветами вынуждены были мчаться из одного аэропорта в другой.

   Персональная благодарность

   Мишелю - за острое жало.

   Димону - за храбрость и отвагу.

   Доктору - за бесконечную любовь к пешим походам.

   Арсену - за "пробный шар".

   Диме Гомбергу - за самоотверженность.

   Игорю Гомбергу - за то, что нашлась "запчасть" и вертолет прилетел.

   Кате и Алле - за терпимость к русскому мату.

   Сергею и Алексею Дворецким - за терпение к гнусу и кедровому стланику во время съемок.

   Ярославу - за летопись.

   Диего - за "расширитель".

   Джани - за мастерство и вкус к жизни.

   Дарио - за качественную мойку посуды.

   Микки - за то, что хоть и убрался, но остался жив.

   Воспоминания участника экспедиции:

   Большой Томпудинский водопад

   На третий день прохождения р. Томпуды мы добрались до места, ради которого стоило забираться в эту середину ничто (так охарактеризовал местоположение Байкала на карте один из наших иностранных друзей)- Большого Томпудинского водопада.

   Водопад смотрелся просто отвратительно. Он начинался с 20-ти метрового разгонного желоба, который вился причудливым зигзагом от правого берега к левому и по уклону напоминал эскалатор метро. Основная часть воды била в скалу левого берега и закручиваясь, рушилась вниз с шести метровой высоты, меньшая же часть воды с правой стороны трека падала вниз с уступа сравнительно ровно, да вот беда перемешивалась с отбойником от скалы. А для полного счастья все это великолепие было подперто скальным выступом, метрах в семи ниже среза водопада. Отражаясь от этого выступа, вода закручивалась и текла с достаточно большой скоростью обратно к водопаду - этакая электричка: если сел, то уж точно приехал. Единственным (в теории) вариантом было, держась правой стороны трека в последний момент попытаться, как при заходе в суводь, соскочить со струи направо, с той лишь разницей что под задницей окажется не суводь а шести метровая пропасть.

   Первая мысль (а впрочем и вторая, третья и т.д.) была ну его на фиг . Дело тут пожалуй в том что расход воды и перепад большой, заход сложный, приземлиться можно и в электричку, а главное мы уже полностью утратили иллюзии о том, что Томпуда простая, и безопасная река. Пожалуй описать наши сомнения и приготовления затруднительно. Но, в какой-то момент стало ясно, что Арсен и Доктор созрели для прыжка.

   Арсен прыгал первым. Я же стоял живцом во второй линии страховки под водопадом. Ну прыгнул он в общем нормально, а для такого водопада даже отлично, но после его прыжка, мне водопад показался еще более сложным и опасным.

   Я полез еще раз посмотреть на водопад сверху и послушать рассказ Арсена, о том, как там было. И вот в какой-то момент, глядя на водопад под каким-то особенным углом, и слушая Арсена каким-то особенным слухом, я вдруг увидел, что водопад можно прыгнуть и более того, мне хочется его прыгнуть. Ну, а дальше все как-то очень сжалось (в смысле время). Я сел в лодку, оттолкнулся

   Время притормозило. По разгонному треку водопада ехал казалось пол часа, потом неторопливо так выехал на срез водопада, вытолкнулся гребком слева, и полетел, приземлился мягко в пену и уже вроде и всплывать начал, когда меня положило. Ну вообще-то, под водопадом довольно сильно месит, вот значит пробую я весло вывести чтобы встать и тут бам! лодка в камень ткнулась, понятно, приплыл в противоток. Месить стало посильнее, обратно под водопад плыву. Слева (с другой стороны) попробовал встать.

   Нееееееееевыходит!!!

   Плыву под водопад. Пора вылезать потому как, чем крупнее предмет тем дольше его месит. Вылез, а вплыть не могу, варит потихоньку. Ну глаза под водой открыл, вижу передо мной огромный столб пузырей вниз уходит, я в него и нырнул, пару кувырков через голову сделал, и глубоко так пошел аж в ушах зазвенело. Вверху темно, воздуха нет, стало грустно совсем. Потом посветлело, я к свету и поплыл, ну и всплыл метрах в 25-ти ниже водопада. К берегу приплыл, смотрю, а лодку все еще под водопадом крутит (3 минуты крутило), потом ее поймали. А весло еще минуты через 3 вынесло. В общем правильно, что я отстрелился, а то настолько я дыхание задерживать не могу.

   За мной Доктор прыгал, да таким красивым буфом, что я обзавидовался. А потом Шишков, да таким красивым заныром, что даже я испугался. Но ничего, и Леху вытащили, и лодку и весло. Так, что счет у нас 50 на 50. Ну а если честно, то таких сложных препятствий я еще не проходил, да и под водопадом из нас никто еще не купался.

   P.S.
   В данном опусе описано в основном мое прохождение, так как описывать чужие прохождения все равно, что описывать блюдо, которое не пробовал...

Яросла Квасов


Официоз   Новости   Коротко о...   Транспорт   Размещение   Питание   Маршруты   Карты   Очерки