English Русский be number one Fair.ru Ярмарка путешествий Города и Регионы Rambler's Top100
Главная         
Район
Туризм
  Официоз     
  Новости     
  Коротко о...
  Транспорт
  Размещение
  Питание
  Маршруты
  Карты
  Очерки
О Байкале
БАМ
Фотоальбом
Предприятия
Музыка
Книга гостей
Объявления
Форум
Ссылки
О сайте

Пишите!
ICQ 5070942

Рейтинг@Mail.ru


По Северному Байкалу!

У поезда   "Ура! Мы едем к знаменитому озеру Байкал!" - с такими словами и с соответствующим настроением группа путешественников отправилась с Ярославского вокзала на поезде Москва - Северобайкальск. Под стук колес и красивые летние пейзажи, плывущие за окном быстро мчавшегося поезда, забываются все городские хлопоты и проблемы. Все мысли и разговоры только о путешествиях, которых наша группа совершила немало, но сплав по горной реке и путешествие на катамаранах вдоль берегов Байкала нам предстояли впервые.

   Более 5000 км дороги, четыре дня на поезде и вот, 23 июля 2003 года в 16:40 по местному времени (разница с Москвой +5 часов) мы прибываем на станцию города Северобайкальск. Нас встретила Ирина, представитель местной туристической фирмы. Заранее с ней по e-mail договорились о транспорте от Северобайкальска до бывшего поселка геологов Перевал, откуда у нас запланировано начало сплава по горной реке Тые.

На 'Урале'   До Нижнеангарска мы доехали на экскурсионном автобусе "ПАЗ", далее погрузились в кузов автомобиля "Урал". Чтобы добраться до Перевала, это самый подходящий транспорт. Из Нижнеангарска выехали в седьмом часу вечера. Впереди нас ждала очень сложная дорога, которая проходила в долине реки Холодная, между высоких гор с отвесными скалами, несколько раз приходилось преодолевать реки вброд, порой дорога шла по насыпям камней, а в конце мы ехали в гору чуть ли не под 45 градусов. К Перевалу приехали уже в потемках, из местных жителей там живет только 3 человека. В реке совсем мало воды - одни камни. Попросили водителя довезти нас дальше, до устья реки Ондоко, в надежде, что там воды больше. Приехали на место к полуночи. Совсем темно. Развели костёр, поужинали, отметили наш приезд, попели песни под гитару.

   Утром водитель уехал. Теперь мы, группа из 10 человек, остались наедине с пока еще не знакомой нам природой. Горная местность, высота над уровнем моря 1040 метров, вокруг высокие горы до 2000 метров. Растительность здесь очень скупая и подавленная: кустарники, невысокие кедры, редко торчащие стволы 15-30 метровых лиственниц и елей, часть из них сухие.

Перед отплытием   Приступили к строительству катамаранов, на это ушел целый день. Элементами каркаса послужил сухостой, понтоны из тезы и вязки для скрепления конструкций привезли с собой. Вечером зарядил дождь - давно стоявшая в этих местах солнечная погода сменилась на пасмурную. Попробовали рыбачить: на червя и на мушку хорошо клюет хариус, который обычно стоит за большими камнями в пороге.

   Первые дни сплава были очень тяжелыми. Русло реки усыпано камнями разных размеров, воды мало, течение быстрое, основная струя уходит от одного берега к другому. Приходилось часто слезать с катамарана, приподнимать и рывками волочить его по камням, находить места, где глубже. Все это не представляло никакого спортивного интереса, а сил и времени тратилось много. Но помимо постоянных мелких шивер и перекатов попадались достаточно сложные пороги с большими валами, сливами и прижимами к скальным берегам, перед которыми необходимо было заранее останавливаться и осматривать их. Воды на этих порогах было достаточно, течение очень сильное - нам требовалось четкое и умелое маневрирование между большими камнями.

Порог 'Капитан'   На третий день мы применили удачную тактику, закинув на плечи рюкзаки с частью вещей, пешком проходили по берегу около 3 км вдоль реки. Оставляли женскую половину готовить еду, а мужской половиной возвращались к катамаранам, налегке сплавлялись вниз, изредка волочась по совсем мелководным участкам. В конце этого дня мы подошли к крупному притоку Уокит, после него река становится более полноводной. Наконец-то, волоки позади!

После 'Капитана'   Очень быстро и без затруднений прошли до очередного притока Амындакар. Далее идет череда несложных, но мощных порогов. Первые четыре порога мы довольно удачно прошли с ходу, остановились перед порогом "Крокодил". Ждем отстающий второй катамаран. Их все нет и нет: возможно, что-то случилось? Пошли назад. Чувства не обманули: на втором катамаране весь экипаж мокрый. Рассказали, что с ними произошло: боком зашли в порог, сели одним понтоном на большой камень, противоположный понтон стало затапливать, вещи смывались мощным потоком воды. Слава богу, сами спаслись, сняли катамаран с камня. Но не обошлось без потерь: сломалась одна жердь каркаса, уплыл мешок с колбасой, салом, картофелем, луком и чесноком, промочили фотоаппарат. Но ничто не может нас остановить! Высушились, отремонтировались и держим путь вперед, предварительно обсудив случившиеся происшествие и сделав выводы. С предельной осторожностью прошли красивый и сложный порог "Капитан" и ряд мощных шивер.

   После обстановка на реке упростилась: несложные перекаты, плесы. Этот участок длится около 20 км, река часто петляет, разбивается на рукава, но течение по-прежнему быстрое - грести одно удовольствие, катамаран плывет сам. Удивляемся, насколько прозрачная вода: без труда можно разглядеть дно при глубине 7 метров. По берегам растут дикие зеленый лук и ревень. Лук в большом количестве мы добавляли в уху из хариусов, из ревеня варили вкусный компот. Немного не доходя до следующего техничного участка реки, устроили дневку. За день на катамараны установили кормовые весла, сделали баню. Вечером были блины и самодельный походный торт в честь дня рождения автора этой статьи.

Порог 'Олимпийский'   Следующий участок реки начинается с порога "Олимпийский" и является самым красивым и сложным. Длина порога около 1,5 км, левый берег - почти отвесная стена высотой 40 метров. Первая часть - череда сливов по 1 - 1,5 м, образованных многочисленными воротами, вторая часть - вначале россыпь крупных камней, далее сложный заход в 3-х метровые ворота и слив с перепадом 2 метра. Следующий техничный порог с угрожающим названием "Хмурый", и еще несколько мощных шивер.

   Оставшийся участок реки спокойный: плесы, река петляет, на поворотах несложные перекаты. Так длится до самого Байкала. Мы этот участок прошли за день. По пути обогнали группу спортсменов на катамаранах и каяках. Они вышли из Перевала за 3 дня до нас. Поговорили с ними, сфотографировались все вместе на фоне байкальской природы. К вечеру уже были на берегу Байкала, остановились в устье реки. На этом заканчивается первая часть похода, которая длилась 9 дней. За это время прошли около 100 км, общий перепад воды пройденной части реки составил 550 м. Впереди нам предстоит путешествие вдоль берегов Байкала и возвращение обратно в Северобайкальск.

Морковки на Байкале   Устроили дневку, сходили в город, купили билеты на обратный поезд, погуляли, позвонили домой, пополнили запасы продовольствия. Начали путешествие по Байкалу, держим путь на юг. Погода жаркая, на небе ни облачка, абсолютный штиль - гребем и загораем. По пути купаемся в Байкале, ныряем прямо с катамарана, вода удивительно прозрачная, кажется, что плывем по воздуху, а не по воде. Воочию наблюдаем следы сказавшейся в этом году жары: выжженные берега, вдалеке видно, как до сих пор дымит тайга.

   Добрались до озера Слюдянское, волоком перетащили катамараны. Это озеро является излюбленным местом отдыха для местных жителей, также здесь отдыхают туристы из разных краев Земли. Остались здесь только переночевать, слишком шумно и людно, берега сильно вытоптаны и замусорены, вода заметно мутнее, по сравнению с байкальской.

На берегу Байкала   Мы снова на Байкале, запланировали плыть вдоль берега на юг и найти красивую бухту для отдыха. Еще один день простояла спокойная, солнечная погода, потом сменилась на ветреную и дождливую, которая сопровождала нас до конца путешествия. После долгой гребли при сильном встречном ветре, мимо высоких скалистых берегов, мы дошли до очень красивого места. Здесь-то мы и решили организовать дневку, отдохнуть на берегу Байкала, полазить по горам и полюбоваться оттуда природой.

   До поезда остается три дня - пора обратно в Северобайкальск. Погода суровая, моросящий дождь сменяется проливным. На озере большие укачивающие волны. Очень сильный ветер, по закону подлости, не попутный. Чтобы легче было грести и не сдувало, шли на катамаранах вдоль берега, несмотря на то, что увеличивался путь. Лишь изредка ветер дул в спину, тогда приходили на помощь сделанные мачты с парусами. За эти тяжелые три дня мы прошли по Байкалу около 55 км. Последняя ночевка была на знакомом месте около устья Тыи. Из-за дождей уровень воды в реке поднялся на полметра, вода стала совсем ледяной. Позади 8-дневное путешествие по Байкалу.

   На следующее утро причалили к городскому пляжу, разобрали катамараны, дождь не переставал моросить. Сушиться и собирать рюкзаки нам пришлось в подвале вокзала. Время совсем впритык, с трудом успели собраться до отправления поезда. Удачная погрузка в поезд и отправление.

   До свидания, Байкал!

   А здесь можно посмотреть карту нашего маршрута (110 Кб).

Евгений Крылов
Июль 2003 г.


Официоз   Новости   Коротко о...   Транспорт   Размещение   Питание   Маршруты   Карты   Очерки