English Русский be number one Fair.ru Ярмарка путешествий Города и Регионы Rambler's Top100
Главная
Район
Туризм
О Байкале
БАМ
  История
  География
  У нас
Фотоальбом
Предприятия
Музыка
Книга гостей
Объявления
Форум
Ссылки
О сайте

Пишите!
ICQ 5070942

Рейтинг@Mail.ru


Котлован

  Сибирь издавна притягивала людей, занимала умы. Идея сооружения БАМа возникла еще в 80-х годах прошлого столетия, но только в середине 70 годов нашего века она нашла свое живое воплощение. Строительство БАМа - это качественно новый этам освоения Сибири. Этот магистральный путь на Дальний Восток стал плацдармом для наступления на Крайний Север.

Начало трассы   22 декабря 1973 года в Усть-Кут с только что сданой линии Хребтовая - Усть-Илим была переброшена первая группа строителей. Они разместились в полупустой деревушке Половинке на берегу Лены, в заброшенной избе, где когда-то была школа. Им была поставлена задача: пробить "зимник" - временную автоколею - до речки Таюры и там основать поселок для будущих строителей железной дороги. Их было восемнадцать!

   Другими словами, стройка века началась не в свете "юпитеров" и не под стрекот сотен кинокамер - всемирная слава обрушится на эту землю через несколько месяцев. А в тишине морозного январского вечера 9 января 1974 года около четырех часов пополудни Алексей Почежерцев поднялся с табуретки, бросил окурок в приоткрытую дверцу раскалившейся печки, взял рукавицы:

- Поехали, что ли, ребята?!


  Прошло каких-нибудь три месяца, и о БАМе заговорила вся страна. В апреле 1974 года XVII съезд ВЛКСМ объявил Байкало-Амурскую магистраль главной Всесоюзной ударной стройкой. Прямо из зала съезда 27 апреля отправился на БАМ Всесоюзный ударный комсомольский отряд - шестьсот бойцов. В Тайшете они разделились надвое: одни отправились на первые километры трассы - в Усть-Кут и на Таюру. Другие - на север Амурской области, чтобы пробивать дорогу навстречу от небольшого таежного поселка Тындинский. В Тайшете каждая половина отряда получила по половинке серебрянного символического ключа от БАМа. Прошло еще 10 лет. 1 октября 1984 года в районе станции Куанда - в девятистах километрах к востоку от Усть-Кута и в восьмистах километрах западнее Тынды - встретились путеукладчики. Половинки ключа соединились!

Первый поезд 1984 г.  Вспоминая о самых волнующих событиях жизни на стройке, пожалуй, ни один бамовец не забудет рассказать о приходе первого поезда в его родной поселок. Этого события так ждут, к нему так готовятся, что оно запечатляется в памяти как одно из самых светлых и радостных. И: немного грустных. Ведь оно последнее в цепи событий, в которой все было "первым" - "первый колышек", "первая просека", "первая палатка", "первое звено". Все это - уже история:

  Трудно найти слова для рассказа о приходе первого поезда. Это нужно видеть. Это праздник, цена которому - годы работы и всех и каждого в нелегких условиях. Его встречают так, как встречают свою мечту. Бамовцы основали такую традицию - соревноваться за право поехать почетным пассажиром первого поезда, и ритуал поездки таков, что волнуются даже самые невозмутимые. Музыка, праздничное многоцветие, почетные гости первых поездов создают непередаваемую атмосферу всеобщего праздника.

  При знакомстве с поэзией бамовцев бросается в глаза одно обстоятельство - наибольшее количество произведений посвящено двум событиям: первой просеке и первому поезду. Видимо, это не случайно. Начальное и завершающее звенья в собственно процессе строительства железнодорожной магистрали - самые волнующие. Об этом с теплой грустью о невозвратности былого написала бамовская поэтесса Надежда Пузыревская в стихотворении "После первого поезда":

Наступит время - человек любой
Возьмет билет в совсем обычной кассе,
Поедет по проложенной тобой,
Тобой, строитель, выстраданной трассе.

А ты уйдешь на край передовой,
Опять поставишь верные палатки
Да беззащитный домик щитовой
И наведешь в тайге свои порядки.

Привычно устремишься к рубежам,
Еще вдали мерцающим нечетко.
Но все-таки чего-то будет жаль,
И ты невольно загрустишь о чем-то:


Путеукладчик  Укладка пути - эффектное зрелище. Путеукладочный кран снимает с платформы одно за другим звенья рельсошпальной решетки, подает их вперед, опускает на земляное полотно и продвигается далее уже по ним. Так, с небольшими остановками, необходимыми для того, чтобы путеукладочная бригада скрепила звенья между собой, кран движется по им самим уложенной дороге. С каждым его "шагом" расстояние до цели сокращается на длину одного звена - ровно на 25 метров.

  Более 5 километров железнодорожного пути в день - таковы бамовские рекорды укладки. Темпы строительства магистрали продиктовали небывалую скорость укладки - по 320 километров рельсов укладывалось ежегодно на главном пути БАМа. А с учетом станционного развития, вторых путей, Малого БАМа этот показатель приблизился к 500 километрам.


БАМ   История   География   У нас